Случилось мне тут взамен наглухо севшему и уже совсем немолодо выглядящему аккумулятору купить новый. Купил пускай и не очень дешевый, но зато хороший импортный аккум. Даже не суть важно какой. И помимо прочих характеристик и громких цифр написано на нём, что он, дескать, кальциевый. Ну круто, типа. Стало мне интересно что здесь к чему - полез я учить матчасть. И пришел в итоге к весьма неутешительному выводу - наши отечественные автомобили совершенно не приспособлены к использованию в них современных батарей. И вот почему.
Как мы знаем, основу аккумулятора составляют три компонента - свинец и оксид свинца, которые плавают в электролите и за счет обратимых химических реакций могут отдавать драгоценное электричество или же обратно его в себе накапливать. Но сам по себе свинец весьма механически нестоек и, дабы в процессе езды пластины не осыпались, в свинец добавляют некоторое количество сурьмы. Так появились сурьмянистые батареи - те самые обслуживаемые аккумуляторы, которые давно всем известны. Но у этой технологии есть и минусы - сурьма усиливает гидролиз электролита - аккумулятор "выкипает". Этим обусловлено уменьшение со временем уровня электролита и необходимость периодического долива дистиллированной воды. Это нормально, ничего криминального здесь нет. В процессе эволюции аккумуляторов сурьму решили заменить на кальций - появились т.н. "необслуживаемые" кальциевые батареи. Интенсивность гидролиза у них существенно уменьшена, и плюс за счет применения всяких восстановительных технологий электролит в процессе использования выкипает очень незначительно, что позволило избавиться от необходимости долива воды на протяжении всего срока жизни батареи.
Это был небольшой теоретический экскурс, чтобы все понимали, о чём идёт речь. Подробнее об этом можно почитать в интернетах.
Казалось бы, всё стало хорошо и здорово, технический прогресс восторжествовал, но вместе с положительным эффектом появилось и несколько НО. Кальциевые батареи боятся глубокого разряда. Т.е. если обычную обслуживаемую батарею можно не особо боясь разрядить до 8 вольт на клеммах, зарядить зарядкой и снова отнести в машину, то кальциевая батарея такого отношения не стерпит и, как минимум, серьезно потеряет в ёмкости, а то и вовсе сдохнет. И основное, к чему я собсно и пишу весь этот опус - кальциевые батареи требуют повышенного напряжения заряда. Как мы помним из мурзилки, напряжение в бортовой сети, которое должен поддерживать исправный регулятор напряжения, составляет 13.7-14.2 В. Это нормальное напряжение для зарядки сурьмянистой батареи, не учитывая просадки под нагрузкой. Кальциевая же батарея для нормальной зарядки требует напряжения 14.5-15 В, чего в нашей машине добиться без доработки напильником нельзя. Т.е. батарея в автомобиле всегда находится в полузаряженном состоянии, что сказывается не только на её ёмкости, но и на сроке жизни.
Вот и получается, что люди из лучших побуждений покупая дорогую бататею, сами того не зная обрекают её на скорую смерть неправильным режимом эксплуатации.
В следующей серии я расскажу, как с этой напастью бороться.
И да, простите за многабукав. Меньше не получилось.
Дабы пост не выглядел таким сухим - картинка для привлечения внимания:
