Неисправности аккумуляторных батарей

Часто задаваемые вопросы, распространенные проблемы, интересные факты, рекомендуется новичкам.

Модератор: Mortis

Ответить
  • Автор
  • Сообщение
Не в сети
none
Сообщения: 1726
Зарегистрирован: Сб фев 03, 2007 19:34 pm
Поблагодарили: 4 раза

Неисправности аккумуляторных батарей

#1

Сообщение Экс - админ » Ср фев 04, 2009 21:20 pm

Неисправности аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи (АКБ) могут отказать не только по вине производителя, но и при нарушении правил их эксплуатации на автомобиле.

Общие сведения

Возникшие дефекты снижают емкость и ток стартерного разряда батареи или делают ее неработоспособной.

Емкость (упрощенно) — сколько электричества1 в данный момент способна отдать батарея при разряде. Чем ниже этот параметр, тем меньше времени АКБ способна питать электрооборудование, например вращать стартер.

Номинальная емкость указывается производителем на корпусе батареи и определяется по специальной методике.

Степень заряженности — отношение емкости батареи к номинальной (умноженное на 100%). Указывает сколькими процентами от номинальной емкости обладает в данный момент батарея. Для обеспечения нормального ресурса АКБ степень заряженности должна находиться в пределах 75-95%.

Ток стартерного разряда (холодной прокрутки) определяет пусковые свойства батареи. При его снижении стартер будет медленнее прокручивать коленвал, что затрудняет пуск двигателя (при условии, что стартер исправен).

Производственные дефекты

Появляются, как правило, в течение первых месяцев эксплуатации батареи. Их внешние проявления и возможные причины возникновения приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Изображение

Если гарантийный срок не истек и есть подозрение, что неисправность батареи появилась по вине производителя, необходимо обратиться в специализированную мастерскую2. При этом надо иметь кассовый или товарный чек, а также гарантийный талон с датой продажи и наименованием организации-продавца. К тому же желательно, чтобы в нем были указаны характеристики батареи на момент продажи — плотность электролита, напряжение на выводах без нагрузки и т. д. Это поможет проведению экспертизы.

В мастерской должны установить причину неработоспособности АКБ или снижения ее характеристик. Результаты исследования батареи заносят в гарантийный талон, и если дефект производственный — АКБ подлежит замене на новую.

Эксплуатационные дефекты

Возникают в результате небрежной эксплуатации батареи на автомобиле. Основные нарушения — не осуществляется контроль за уровнем электролита и состоянием электрооборудования. Дефекты, приведенные в табл. 2, делают батарею практически непригодной к дальнейшему применению. Исключение составляет только оплывание3 активной массы электродов, да и то лишь в начальной стадии. Поскольку значительное образование шлама (оплывшей активной массы) приводит к оголению решеток пластин и потере работоспособности АКБ при включении стартера.

Таблица 2
Изображение
Изображение

Причины эксплуатационных дефектов возникают из-за перечисленных ниже факторов.

Низкая степень заряженности (менее 75%4) может являться результатом:
слабого натяжения ремня привода генератора;

неисправности генератора и регулятора напряжения. При работающем двигателе на выводах батареи напряжение составляет менее 13,6 В;

неисправности стартера, приводящие к увеличению силы тока, которую он потребляет, или повторению попыток пуска двигателя;

окисление клемм соединений силовых5 проводов, что ухудшает работу стартера или заряд батареи;

постоянное использование при стоянии в пробке мощных потребителей электроэнергии (например, обогревателя заднего стекла). Генератор не всегда может обеспечить их работу на холостых оборотах двигателя, поэтому АКБ разряжается;

регулярные многократные прокручивания коленвала двигателя (неудачные попытки пуска) при последующем кратковременном движении. Генератор не успевает достаточно зарядить батарею.

Уровень электролита будет ниже нормы, если:

своевременно6 не проводить контроль его уровня. В жаркую погоду желательно производить проверку чаще, поскольку высокая температура способствует быстрому испарению воды;

на выводы батареи подается напряжение более 14,6 В из-за неисправности регулятора напряжения.
При интенсивной эксплуатации автомобиля в режиме «такси» (более 60 тыс. км в год) необходимо как можно чаще (через 3-4 тыс. км пробега) проверять уровень электролита. Также желательно, чтобы напряжение на клеммах АКБ находилось в пределах 13,8 –13,9 В.

Рекомендации

В случае сильного разряда можно попытаться самостоятельно установить его причину, воспользовавшись ориентировочной схемой действий, приведенной на рис. 1.
Изображение
Признаки неисправности батареи могут появляться не только из-за ее дефектов. Например, низкая плотность электролита в одной из банок возникает при доливе в нее дистиллированной воды больше уровня. Добавлять электролит, а тем более кислоту в банку ни в коем случае недопустимо.

Перед зимним сезоном будет не лишним снять батарею с автомобиля и зарядить постоянным током равным 0,1 от численного значения номинальной емкости. Для батареи номинальной емкостью 55 А·ч сила зарядного тока должна составлять 5,5 А.

В зимних условиях эксплуатации, когда часто включены мощные потребители (фары, отопитель, обогреватель заднего стекла и т. п.), желательно раз в месяц проверять степень заряженности батареи по плотности электролита (табл. 3, рис.2) с учетом температурной поправки (табл. 4). Это поможет своевременно принять решение:
о необходимости заряда батареи стационарным зарядным устройством;

Таблице 3
Изображение
Таблица 4
Изображение

о рациональном использовании электроприборов;

о поиске неисправности в электрооборудовании.

Рис. 2. Упрощенная диаграмма определения необходимости заряда аккумуляторной батареи в зависимости от температуры и плотности электролита.

Изображение

--------------------------------------------------------------------------------
1 Точнее количество электричества, измеряемое в Ампер-часах (А·ч).
2 Ее адрес должен быть указан в гарантийном талоне.
3 Отделение мелких частиц от поверхности пластин.
4 Летом допустима степень заряженности 65%.
5 Провода, по которым проходит ток большой силы, поэтому у них значительная площадь поперечного сечения (толщина).
6 При каждом ТО, но не реже чем раз в три месяца.
Ответить